Доброе утро! Гость Регистрация | Вход
Библиотека школы №2075 шо-3 ****** Если книг читать не будешь - скоро грамоту забудешь!******
Главная » Статьи » Статьи др. авторов

Проект рекомендаций для обсуждения.

       В данном варианте предлагаются выдержки из статьи О.В. Козловой "Проект рекомендаций для обсуждения", а с полной версией статьи, Вы можете познакомиться на странице журнала "Школьная библиотека" №12 2008 г. Выводы предложенные в статье актуальны и в настоящее время. Она пишет:

   "...мы просмотрели и изучили сайты в Интернете, представленные по адресу http://www.library.ru/3/biblionet/, а также сайты, представленные на конкурс «Мудрая сова» (2003–2004 годы), и некоторые другие.

Укажем замеченные нами особенности сайтов школьных библиотек.

  1. Информация о библиотеке зачастую «встроена» в сайт общеобразовательного учреждения, т.е. информация носит не автономный характер.
  2. Видно недостаточное понимание целей и задач организации и поддержки сайта.
  3. Отсутствие в рубриках конкретного «адресата» (дети, педагоги, родители).
  4. Есть значительная доля «бегунов на короткую дистанцию», чьих запала и сил хватило только на непродолжительную поддержку сайта (2003–2005 годы).
  5. Малая информативность (краткость – сестра таланта?).
  6. Слабое структурирование информации, нечёткая система её подачи.
  7. Наличие ненужной информации (типовой служебной документации: должностных инструкций, положений, правил).
  8. Статичность, редкое обновление информации.
  9. Редко встречающиеся ссылки на другие ресурсы (наших ведущих библиотек).
  10. Отсутствие оперативности (для новостной рубрики характерно значительное отставание во времени).
  11. Как правило, кадровое обеспечение библиотеки – 2 человека (что отражается, конечно, и на её сайте).

***

Чтобы подойти вплотную к требованиям, предъявленным к информации о школьных библиотеках, остановимся на тех, которые предъявляются к библиотечным сайтам на конкурсах. Они очень разные.

Например, в положении о проведении II Всероссийского конкурса публичных библиотек перечислены следующие, на наш взгляд, максималистские требования.

«Основные критерии оценки сайтов.

Содержание:

  • полнота представления информации о библиотеке (история, структура, ресурсы, услуги, наличие контактной информации);
  • наличие на сайте информации о регионе (муниципальном образовании), её полнота и качество;
  • наличие на сайте материалов (текстовых, аудиовизуальных и т.п.); представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета;
  • наличие новостного блока;
  • наличие электронных каталогов и обеспечение доступа к корпоративным и иным каталогам, размещённым на сайтах других библиотек и организаций;
  • наличие дополнительных библиотечно-информационных сервисов (виртуальной справочной службы, виртуального читального зала, электронной доставки документов и т.п.);
  • частота и регулярность обновления материалов.

Дизайн и эргономичность:

  • визуальное удобство восприятия информации,
  • стилевое единство разделов,
  • художественное оформление (оригинальность, наглядность),
  • простота и единообразие навигации (наличие общего меню, карты сайта, поиска по сайту).

Технологичность:

  • наличие интерактивных форм взаимодействия с пользователем (справочных служб, форумов, гостевых книг и т.п.),
  • наличие и уместность мультимедийных элементов,
  • корректное отображение сайта в различных браузерах,
  • скорость доступа к ресурсам сайта.

Посещаемость сайта».

Конкурс сайтов школьных библиотек «Мудрая сова» проводился в основном силами издательства «Кирилл и Мефодий». И этот факт наложил отпечаток на требования к сайтам. В частности, такие: «На конкурс “Мудрая сова 2004” могут быть выставлены информационно-справочные веб-сайты школьных библиотек, на которых отражена информация об имеющемся библиотечном фонде. Для участия в конкурсе на сайте достаточно отобразить классификационную структуру библиотечного фонда. Но наиболее правильным будет и размещение в этой структуре библиографических описаний книг (и иных источников информации).

Следующим уровнем школьного библиотечного информационно-справочного веб-сайта может быть размещение в структуре кратких описаний (дающих большее представление о произведении – аннотация, содержание, выдержки и т.п.) или возможности доступа к полнотекстовым источникам. Критерии оценивания:

Основным критерием оценки конкурса будет тот факт, что конкурсный веб-сайт даёт представление о библиотечном фонде, готовит посетителя библиотеки к осмысленному поиску нужной информации или (в идеальном случае) непосредственно предоставляет доступ к нужной информации».

В этих требованиях всё сведено только к фонду и возможности его представить.

***

Возникает вопрос: каким же должен быть сайт школьной библиотеки?

В статье «Сайт органа муниципального управления как инструмент трансляции культуры региона» (см. http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php) коллеги из Кемеровского государственного университета культуры и искусств обозначили следующие функции любого сайта.

  • Имиджевая, представительская.
  • Информационная.
  • Коммуникативная.
  • Инвестиционная.
  • Рекламная.

На наш взгляд, две первые функции должны реализоваться сайтами общеобразовательных учреждений и школьных библиотек. Относительно первой функции (имиджевой, представительской) понятно, что здесь основная задача – создать привлекательный и запоминающийся образ образовательного учреждения, школьной библиотеки. Взвесив свои силы, необходимо определить, какими будут сайт или страничка: просто визитной карточкой или проводником актуальной информации.

Актуальная информация – основа библиотечного сайта. И чтобы информация работала, на начальном этапе необходимо ответить на ряд вопросов: для чего создается сайт? какие потребности планируется им удовлетворить? чьи потребности? как это всё будет выглядеть (дизайн)? кто постоянно будет этим заниматься и с точки зрения содержания, и с технической?

Очевидно, что для успеха библиотечного сайта более важным, чем владение HTML, является хорошее содержание (content – контент) сайта и способность организовать и представить информацию на его страницах. Практика показала также, что создание сайта не есть «одноразовая» акция. Именно на этом и «горят» многие школьные библиотеки. Это продолжающийся процесс, который длится столько времени, сколько сайт находится в Интернете и является доступным для широкого пользования. Его страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться.

Сначала остановимся на том, чего точно не должно быть на сайте школьной библиотеки. На наш взгляд, – документов библиотечной «кухни» (если нет специальной рубрики «Библиотекарям»): планов, отчетов, положений о… должностных инструкций и т.п., тем библиотечных курсов и уроков, кратких (на 3 страницы мелким шрифтом!) автобиографий библиотекарей. Исключение: правила пользования школьной библиотекой, если они написаны просто, лаконично и дружелюбно.

При разработке перечня рубрик можно воспользоваться мини-исследованием рейтинга рубрик, которое базировалось на контент-анализе 50 библиотечных сайтов, созданных в разных странах: США, Канаде, Австралии, Швеции, Сингапуре, Ирландии, Кувейте, Новой Зеландии и Норвегии (http://kharkiv.iatp.org.ua/filippova/libr-web-artcl.html). В результате анализа этого исследования можно получить «типовую» модель содержания библиотечного сайта.

Из обобщенной таблицы, которая приводится на указанной выше в скобках странице, определились следующие наиболее используемые рубрики содержания (контента) 50 библиотечных сайтов.

Название учебного заведения и библиотеки – 41 сайт из 50.

Ссылки на избранные ресурсы Интернета – 31.

Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.) – 29.

Интерактивные контактные

e-mail адреса – 28.

Ссылка на первую страницу учебного заведения – 24.

Отсюда легко сделать вывод о насущной необходимости отдельных компонентов библиотечного сайта.

Исходя из сказанного, предполагаем, что сайт школьной библиотеки как минимум должен содержать (при условии, что в штате не менее двух библиотекарей):

  • информацию общего характера о библиотеке, режиме работы, правилах пользования и работниках;
  • информацию о поступлениях в фонд для учащихся (книги, интересные статьи из журналов);
  • информацию о поступлениях в фонд для педагогов;
  • перечень медиаресурсов по предметам;
  • информацию (оперативную) о мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • ссылки на избранные ресурсы Интернета («Полезные ссылки»).

Если создан электронный каталог, необходимо предоставить возможность им пользоваться..."

Категория: Статьи др. авторов | Добавил: shkarupina64 (04.04.2016)
Просмотров: 773 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0